воскресенье, 27 ноября 2016 г.

Рецензия на альбом группы Can “Tago Mago” 1971 года


Ну что ж, сегодня в эфире наикрутейший альбом Can “Tago Mago” 1971 года. 
Сразу хочу сказать, что я большой любитель краут-рока и психоделии в целом, дабы не было недопониманий, как в других рецензиях на эту пластинку, что я читал ранее. Ибо сразу оговорюсь, что бывает, пишут люди такую музыку не слушающие, но что-то о ней пытающиеся сказать. Мне нравится психоделия, я обожаю экспериментальную музыку, и пишу о том, что самому интересно, оставляя в стороне негатив, и всё остальное бла-бла-бла. 

А теперь, продолжим. 



Просто о*уеть насколько экспериментальный альбом для своих лет. А это, мать его, 71-й год! 45 лет назад! До сих пор слушая новые альбомы других краут и около групп, Can со своим “Tago Mago” остаются полнейшими новаторами. 
Альбом абсолютно целостен, чем опять же поспорю с теми, кто считает, что завершающая "Breaking me coffee or tea" занижает планку всей пластинке . Нисколько. Наоборот, по замыслу ли авторов или бессознательной идее, но композиция безусловно возвращает в объективную реальность. Тексты перекликаются на протяжении всего альбома, и музыка, как бы это не казалось на первый взгляд (слух), тоже. Атмосфера выдержана полностью. Нарастающий шизофренический посыл всё усиливается, и как у настоящих шизофреников, приходит на круги своя, к всеохватывающей концепции. 
Первая протяжная, даже сказал бы, баладная “Paperhouse” вводит в путешествие, постепенно погружая в психоделический сон. Звучит как тавтология, но пусть. Легко и непринуждённо овладевает нашим слухом на ближайшие 70 минут, но всё ещё впереди. 


Вторая “Mushroom” – это уже грибная петля. Тут и музыканты поймут меня о луповом строении, а музыка всё будет отдавать трансовым покачиванием у костра в лесу. И закрадывается мне мысль, что когда Курт Кобейн искал свой стиль, эта композиция была одной из главных точек опоры. 

Третья с незамысловатым названием “Oh Yeah” как будто разукрашивает звуками. Темп становится быстрее, и нас плавно уносит. Отрываются от земли ступни, звёзды всё ближе. И вот. 
Центр пластинки “Halleluhwah”. Просто шедевр. Перекрёстные ритмы, простые и бесконечно накладывающиеся друг на друга мелодии, истерический вокал, фанко-грувная основа, блюзовое наполнение и даже какой-то лаунж-этнический фон – всё это просто идеально. И чёрт побери – да, эти 18 минут просто одно мгновение, если снова проводить перекрёстную со сном. Полное погружение, а дальше дело за музыкой. Настоящее шаманство. 
Как же много времени я трачу на поиск хорошей современной музыки. И то, что я хотел бы находить, так это влияние Can. Не плагиат, не тупое копирование, а чёткое переосознание на своё время и корни. Корни отличного олдскула. 
Гаражно-репетиционное звучание только придаёт шарма. Поэтому не могу сказать, что из-за качества записи что-то стало хуже. Наоборот. Только так и могла звучать эта запись. И благодаря этому, неся гордо дух своего времени, она ещё неповторимее. 


Следующая композиция “Aumgn” унесёт вас в недра шизофренического эмбиента. Да, немного разрушит мозги. Но почву для этого авторы-то подготовили. Всё пройдёт плавно! Не переживай, слушатель! Тебя вывернет, иногда возможно, тебе будет хотеться выключить запись, но! Не делай этого. Будь силён духом. И тебе воздастся. Can окунут тебя в жёлтые немытые стены сумасшедшего дома с равнодушными медсёстрами и директорами-психопатами, управляющими клиникой для того, чтобы лучше разобраться в своих же “стенах”, быть ближе к себе подобным психам, но чего они никогда не признают, являясь как бы “адекватными единицами общества”. Ты обнаружишь себя лежащим на одной из коек, возможно привязанным к перилам. Не бойся - это всё часть замысла. Окунись по другую, возможно, тёмную сторону своего сознания. Это вывернет тебя, искомкает, но ты найдёшь ответы там.. Потом... 

Следующая “Peking O.” продолжает давить, но действует уже как пост-диагностическое лекарство. Когда ты уже прошёл основной курс, и теперь нужно постепенно выйти в реальность. Постепенно. Чтобы стенки черепной коробки не стали сразу слишком узкими, чтобы их от тесноты разнести вдребезги, и наоборот, слишком широкими, чтобы что-то в них вбить ещё. Прислушайся: тебя постепенно возвращают. Звуки мягче, хоть и не менее абстрактные и как будто, бессвязные. Но они выводят. Звук за звуком, ты привыкаешь к этому безумию. Оно не кажется уже невыносимым. Ты готов остаться в этом. И вот, ты свыкся. Ты принял всё безумие, что только может быть. 

Но что происходит? Начинает звучать та самая "Breaking me coffee or tea". И веет мотивы, похожие на те, с которых всё начиналось. Это возвращает тебя к началу истории болезни. Ты помнишь, как всё начиналось? Было просто. И не было ничего зазорного. Ты вспоминаешь, как расслаблялся, спокойно ловил свой кайф, и больше ничего не было нужно. О, да. Вспомни это, и теперь соедини вместе. Ты вправе жить, как хочешь, устраивая полный каламбур в своей голове… И если способен, то и в жизни. 

Can своим примером дали тебе понять, как это возможно! А теперь выбор за тобой. Осталось немного. Лишь одно "да" или "нет". Ты вправе выбирать свою судьбу. И они дали тебе пример. Будь готов ко всему. Не пострашись, когда увидишь в зеркале себя. Не пострашись когда все твои мечты станут просто бумажным домиком. Не бойся кричать от радости "Аллилуйя". Не стесняйся разбить чашку кофе или чая, когда что-то идёт не так. Выбор за тобой. 
А Can сделали полный переворот в моём сознании, и возможно (уверен), многих других пластинкой 1971 года “Tago Mago”. За что навсегда останутся классикой и вне времени. А так и пишется история. Аминь. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий