вторник, 29 ноября 2016 г.

Рецензия на The Stooges “Fun House”

И сегодня мы слушаем классику всех времён и поколений рока как такового, что впитал в себя всё, что было с середины 50-х, и гаражного, и панка в смысле «прото» как минимум, а если по образу жизни и философии, то так полностью. 

The Stooges “Fun House” 1970


Это второй альбом группы, и здесь к бесконечному угару саунда первого прибавилась и атмосфера, и нисколько не забыв о рок-н-рольном начале, новый инструмент, саксофон, в трёх последних треках, среди которых одноимённые альбому и году – “Fun House” и “1970”. 
Немного предыстории. “Fun House” (англ. Дом Веселья) – речь идёт о реальном двухэтажном доме, где репетировали Stooges, уже плотно торча на героине. Менеджер отчасти спонсировал их наркотой, а когда пропадал, они выносили оттуда всё, что плохо лежало. Это обстоятельство легло в основу распада Stooges после “Raw Power” 1972 года. Главным образом, это не понравилось гитаристу, что торчал меньше, и его нисколько не радовало, когда придя на репетицию, обнаруживалось отсутствие гитарного комбика, на что члены группы довольно мычали что-то невнятное, валявшись в наркотическом экстазе. 
В поздний период группы, знакомые вспоминают один из концертов Stooges как самый выдающийся и честный концерт во все времена рок-музыки. Игги нужна была доза, и т.к. он уже задолжал своему дилеру сумму N, количество которой, видимо, хватало для отказа, Игги стал шнырять по первым рядам публики, уже собравшейся к концерту, с историей того, что пока он не ширнётся, концерт не начнётся. В итоге, он насобирал денег больше, чем было нужно, и соответственно, купил героина настолько же больше. Игги, в край удолбавшись, вышел на сцену, и упал плашмя в пол. Музыканты разошлись, Игги увозила скорая, а концерт был окончен. Случилось всё, что нужно зрителям: их кумир предстал во всей красе, музыканты появились на сцене, долгожданное ожидание оправдалось, а дальше настоящее неподдельное обстоятельство жизни их кумира, к которому они имели честь прикоснуться – передозировка. И всё. Так живёт тот, кого вы собрались слушать, и кому подражать. Вся тайна раскрыта, перед вами нагота искусства такого, какое оно есть. Занавес опущен, расходитесь. 
Позже, в одном из своих последних интервью, после карьеры Stooges, которая недавно возобновилась, и после сольной карьеры, в начале 2000-х, Игги отвечает на вопрос, жалеет ли он о чём-то. Игги рассказывает, что как-то жил в Нью-Йорке, снимал задрипанную грязную комнату, и решил слезть. Он пошёл на рынок, накупил фруктов и овощей, съел это (витамины же вылечат), и ответом на вопрос прозвучало: “ Жалею ли я о чём-то? Я жалею о том, что не купил тогда героина. Потому что ничего не делается за один день”. Так это или иначе, но теперь Игги живёт на берегу моря в Майями с молодой симпатичной женой, носит на одной ноге сапог, а на другой тапочек другого размера, потому что ноги разные, и доктор говорит, что так полезней. Выглядит он всё так же круто, особенно для своего возраста, а в прошлом всё было, ну, немножечко иначе. О чём и продолжим. В дальнейшем, я обязательно напишу биографию The Stooges и самого Игги более подробно и отдельно, но это в следующий раз. А сейчас… 
Пластинка блещет неподдельным рок-н-роллом. Альбом, лично для меня, является золотой серединой творчества Stooges. Почему серединой? Я говорю сейчас о первой волне трёх альбомов, не беря в расчёт те, что были после воссоединения, включая совсем свежий. О них отдельная история. Время до того, как Игги начал сольную карьеру для меня, и думаю, для многих, главный период в истории Stooges. Здесь всё творчество шло постепенно от альбома к альбому. Следующий дополнял предыдущий. Вы спросите, ведь всего же три, как это понимать? А так, что эти три альбома слушаются на одном дыхании. А за ними не один год, не один концерт, и молчу уже о количестве репетиций. Записать три первоклассных альбома начиная с первого, удаётся не всем. Здесь рок-н-рольный грув, скоростной панк-угар, психоделичные соло и лютый джем с саксофоном. Причём всё настолько сбалансировано, что как бы объяснить современным музыкантам по мягче, что такое “баланс”, где каждый знает свою роль, не пытаясь прогнать друг друга со сцены, при этом отлично выделяясь и находя себе место, в то время как Stooges в своём 1970, это чувствовали, похоже, бессознательно. Не знаю, то ли тому объяснение в наркоте, что зачастую хорошо сказывается на музыке, то ли бесспорный талант, или всё вместе, но The Stooges записали отличный альбом, который я уже n-количество лет не устаю слушать 
“Fun House” от предыдущего отличает то, что он ещё более гармоничнее своего предшественника. Бас никогда не играет только тонику. Партии всегда обыгрывается полностью, иногда и становясь заглавным рифом как в “Down on the street” или “Dirt”. Благодаря этому на альбоме огромное пространство для интересных гитар, которые могут уйти в свободный полёт, не поддерживая бас, чтобы создать дополнительный кач. Это просто, но настолько драйвово. Гитарные соло, местами, записаны одновременно, что конечно просто отличный приём, пытающийся порвать ваши уши (в хорошем смысле), особенно, если соло ещё и разведены по панораме. 
Всё начинается с рок-н-рольного грува “Down on the street”, а потом уносит первыми тремя нотами и так до финишной прямой “Loose’. Про “T.V. Eye” я вообще молчу. Я лично не могу не захотеть срочно сорваться куда-то, что-то начать делать, сподвигать всех на какую-то движуху, если вдруг услышу этот трек. Затем снова грувный, но медленный задумчивый “Dirt”. Нас замедляют, пытаются погрузить, но вновь драйв. И о чём это? Да, песня-рассказ, как это уже было на предыдущем релизе, просто о проведённом годе, “1970”. И самая частая строчка в ней “I feel all right”. По-моему всё отлично. Очень круто, когда чувствуешь, что всё правильно. Но следующая одноимённая с альбомом, мне лично каждый раз сносит башню. Я не раз юзал её в видео или ставил на тусовке. Это настроение говорит обо всём сразу. Глубоко по ночному, но пульсирующий энергией сакс всё расставляет на свои места. Это бесконечный угар. Трек длится 7 минут, но часто мне хочется, чтобы это было дольше. В этом случае я ставлю его заново, и не обламываюсь. А последний трек-джем своим названием, возможно, говорит о хаосе, происходящем в Лос-Анджелесе. Может быть так, может нет. Но трек хаотичен, и после прослушивания альбома заставляет почувствовать всю ту энергию, с которой был создан альбом. Как-будто её некуда было девать, но нужно было заполнить пространство для 45-ки. И чтобы слушателя размазало по стенам, чтобы выжатый как лимон, он соскрёб себя, и только и смог, что выдавить: ”Вот это круто…” 
Я себя со стен регулярно соскребаю, а вы?..

Комментариев нет:

Отправить комментарий